Проект внедрения партиципаторного (инициативного) бюджетирования

 

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

В числе исследовательских задач, требующих своего осмысления, следует выделить необходимость систематизации экономических и социальных эффектов, вызванных практиками инициативного бюджетирования.

Масштабное развитие практик инициативного бюджетирования наталкивается на целый ряд проблем:

- недостаток информации и знаний об инициативном бюджетировании у представителей органов государственной власти;

- отсутствие навыков организации процедур участия граждан в обсуждениях;

- неразвитость институциональной инфраструктуры развертывания практики инициативного бюджетирования в регионах РФ и т.д.

Настоящий проект является теоретическим фундаментом для разработки программ развития и регулирования инициативного бюджетирования в Российской Федерации и субъектах РФ.  

 Значительная часть руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации поняли потенциал инициативного бюджетирования как элемента повышения эффективности бюджетных расходов. Большая часть субъектов РФ, реализующих программы инициативного бюджетирования ищут пути интеграции открытости бюджета.

Особенно важен подобный опыт на муниципальном уровне власти, где в процессе реализации проектов инициативного бюджетирования информация о бюджете не может не стать достоянием граждан реализующих инициированные ими проекты и софинансирующие их. «Ответственные граждане» из числа участников проектов инициативного бюджетирования становятся важнейшей целевой аудиторией «Бюджета для граждан» на муниципальном уровне.

В результате анализа реализации инициативного бюджетирования в субъекте Российской Федерации можно выделить три типа практик инициативного бюджетирования:

1. Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка и практики появившиеся на ее основе. Практика изначально была ориентирована на городские поселения. Проекты осуществляются на средства местных бюджетов при обязательном софинансировании населения и местного бизнеса.

2. Партиципаторное бюджетирование (ПБ) – практика реализуется в РФ с 2013 года. ПБ предполагает распределение по определенной процедуре выделенной части местного бюджета при участии комиссии, состоящей из граждан и представителей муниципалитета. Участниками работы комиссий становятся граждане, отобранные в результате жеребьёвке при их непосредственном участии. Каждый участник может выдвинуть на обсуждение проекты в разных сферах жизни поселения. Обязательным является: вовлечение граждан в общественное обсуждение через встречи с экспертами, заинтересованное участие представителей администрации в заседаниях комиссий, подведение итогов и отчет о расходовании средств бюджета доступные любому жителю.

3.  «Народный бюджет» («Народная инициатива», «Народные инициативы») – практики, предполагающие участие граждан в решении бюджетных вопросов, запущенные партией «Единая Россия» и Общероссийским народным фронтом в 2010-2011 годах и самостоятельно развиваемые в ряде российских регионов. Первоначально ориентированные на формирование бюджетной повестки с участием населения, в настоящий момент представляют синтез различных подходов инициативного бюджетирования и содержат произвольный набор действий по учету мнению граждан.

1.  Цели и задачи настоящего проекта

Цель проекта – содействие формированию программы развития и регулирования инициативного бюджетирования в Российской Федерации и деятельности органов власти субъектов РФ по использованию существующих и разработке новых практик участия граждан в бюджетном процессе.

Задачи проекта:

1)    Координация деятельности основных участников развития и регулирования инициативного бюджетирования на территории Российской Федерации.

2)    Определение роли инициативного бюджетирования в деятельности по вовлечению граждан в бюджетный процесс.

3)    Определение основополагающих принципов развития и регулирования инициативного бюджетирования в РФ.

4)    Определение механизма участия граждан в решении бюджетных вопросов через выявление устойчивого набора процедур участия и способов и методов организации процесса.

5)    Систематизация экономических и социальных эффектов, выявленных в ходе реализации проектов инициативного бюджетирования.

6)    Определение основных направлений реализации инициативного бюджетирования. 

2. Основные принципы развития и регулирования инициативного бюджетирования

Принципы развития и регулирования инициативного бюджетирования опираются в своей основе на ряд принципов бюджетной системы Российской Федерации, сформулированных в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. В частности:

Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости) означает:

– обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

– обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти.

Принципы развития и регулирования инициативного бюджетирования  связаны с принципами бюджетной системы РФ, к числу которых относятся: принцип гражданского участия; открытости процедур; прозрачности информации; сотрудничества участников.

Основными принципами развития и регулирования инициативного бюджетирования:

1) Принцип равной доступности – означает, что каждый субъект Российской Федерации, муниципальное образование в составе субъектов имеют равные права на участие в основных мероприятиях развития инициативного бюджетирования в России, права на доступ к информационным материалам и консультативную поддержку.

2) Принцип последовательности действий по реализации проекта – означает, что развитие и регулирование инициативного бюджетирования является не одномоментным действием, а развернутым во времени процессом, имеющим внутреннюю логику и этапы..

5) Принцип инициативности – означает, что участие в мероприятиях, реализуемых в рамках программ развития и регулирования инициативного бюджетирования, носит инициативный, заявительный характер. Все участники принимают решение о запуске инициативного бюджетирования самостоятельно, выдвигая идеи и подавая заявки на участие в мероприятиях инициативного бюджетирования без давления извне.

8) Принцип информационной открытости – означает, что представители органов власти, консультанты, эксперты, активисты и участники проектов могут получить интересующую их информацию об основных документах, определяющих развитие и регулирование инициативного бюджетирования, о бюджете, о процедурах и т.д. 

Инициативное бюджетирование предоставляет гражданам более широкие возможности для реализации своих инициатив. Запуская аналогичные процессы в жизни местных сообществ, инициативное бюджетирование в том числе, позволяет жителям улучшать инфраструктуру территорий проживания, а органам власти – эффективнее распоряжаться общественными финансами.

3. Эффекты инициативного бюджетирования

Безусловно, проекты инициативного бюджетирования направлены на решение проблем, волнующих граждан.

3.1. Социальные эффекты

– вовлечение граждан в процесс принятия решений с ощутимыми позитивными последствиями и более близкое знакомство с повседневной работой представителей администрации приводят к росту доверия к власти и ее деятельности. Формируется единое видение актуальной ситуации и перспектив ее развития;

– контроль со стороны граждан позволяет бороться с теневыми схемами на этапах выбора проектов, найма подрядчиков и процесса реализации инфраструктурных проектов;

– включение в партисипаторные процессы повышает степень влияния граждан на окружающую среду, приучает к самостоятельному контролю и ответственности за объекты инфраструктуры;

– в процессе инициативного бюджетирования граждане, проживающие на общей территории, знакомятся друг с другом, овладевают методологией совместной работы. У гражданских активистов формируется социальный капитал, навыки и компетенции, позволяющие в дальнейшем представлять общественные интересы. Возникает социальная среда, в которой генерируются новые проекты на местном уровне. 

3.2. Экономические эффекты

– в рамках традиционной системы государственных расходов проекты зачастую реализуются по завышенной нерыночной цене. В рамках инициативного бюжетирования граждане перестают относиться к таким процедурам формально, поскольку осознают, что расходуют собственные деньги;

– в тех случаях, когда механизм инициативного бюджетирования подразумевает софинансирование со стороны граждан, появляются дополнительные средства на решение местных проблем;

– в рамках инициативного бюджетирования граждане вовлекаются в контроль за работой подрядчиков, что позволяет повысить качество реализуемых проектов;

– вовлечение граждан в процесс принятия решений меняет традиционное попустительское отношение на более ответственный подход, что увеличивает срок службы объектов за счет более бережной эксплуатации;

– большое количество мелких проблем или вовсе невидимы для бюджета, или с трудом поддаются ранжированию по важности. Включение граждан в процесс позволяет направлять средства для решения первоочередных задач. Инициативное бюджетирование позволяет выявить те проблемы, которые остаются в тени в рамках традиционной системы принятия решений. 

Каждая практика включает определенный набор следующих процедур:

  1. Информирование граждан;
  2. Инициирование проектов;
  3. Обсуждение проектов;
  4. Принятие решения (выбора);
  5. Контроль реализации проектов. 

Рисунок 1. Организационная схема комплекса деятельности по развитию инициативного бюджетирования

Рисунок 1. Организационная схема комплекса деятельности по развитию инициативного бюджетирования

  4.  Функции различных элементов структуры в реализации деятельности по развитию и регулированию инициативного бюджетирования. 

Каждый из элементов организационной структуры и набора действий в рамках комплекса деятельности по развертыванию и регулированию инициативного бюджетирования реализует определенный набор функций, необходимый для полноценного внедрения, реализации и контроля инициативного бюджетирования. 

Рисунок 1. Деятельность субъектов РФ в рамках комплекса 

Рисунок 1. Деятельность субъектов РФ в рамках комплекса

  Рисунок 2. Деятельность муниципальных образований в рамках комплекса

  Рисунок 2. Деятельность муниципальных образований в рамках комплекса  

Рисунок 3. Деятельность Федерального координационного центра в рамках комплекса 

Рисунок 3. Деятельность Федерального координационного центра в рамках комплекса  

Рисунок 4. Деятельность региональных проектных центров в рамках комплекса

 Рисунок 4. Деятельность региональных проектных центров в рамках комплекса

Рисунок 5. Деятельность активных групп граждан и организаций общественного самоуправления в рамках комплекса

Рисунок 5. Деятельность активных групп граждан и организаций общественного самоуправления в рамках комплекса

5.     Основные направления развития инициативного бюджетирования

Системный взгляд на комплекс проблем, возможностей и недостатков отдельных инструментов и форм местного самоуправления, реализуемых в Российской Федерации, а также анализ общемировых трендов в вопросах вовлечения граждан в бюджетные решения позволяют сделать вывод о том, что инициативное бюджетирование может стать формой общественного участия.

В числе важнейших направлений развития инициативного бюджетирования следует выделить интеграцию с практиками открытого бюджета: бюджетом для граждан, бюджетной грамотностью. Необходимо закрепление лучших практик инициативного бюджетирования в составе документов, подготавливаемых Минфином России: Бюджет для граждан, Доклад о лучших практиках открытости региональных бюджетов, Доклад о лучших региональных практиках повышения эффективности общественных финансов и т.д.

Требует своего осмысления вхождение ряда принципов и описания деятельности инициативного бюджетирования в ключевые финансовые документы: Бюджетный Кодекс РФ, Программу повышения эффективности общественных финансов, Основные направления бюджетной политики.

Отдельного упоминания заслуживает работа с отраслевыми министерствами по включению механизмов участия граждан в состав государственных программ в части развития поселенческой и городской инфраструктуры, создания комфортной городской среды и т.д.

Сами практики инициативного бюджетирования должны стать темой слушаний в обеих палатах Федерального Собрания РФ. Основанием для этого служит Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 442 - СФ «О первоочередных задачах государственной региональной политики Российской Федерации в современных социально-экономических условиях и мерах по их реализации». Пункт 2.10 данного постановления содержит рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации «выработать меры по поддержке участия граждан в государственном и муниципальном управлении», а п. 2.11 – «изучить положительный опыт реализации в ряде субъектов Российской Федерации проектов «Народный Бюджет», позволяющих повысить эффективность бюджетных расходов и развить потенциал органов местного самоуправления посредством активного участия населения в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, в подготовке, реализации, контроле качества и приемке выполненных работ в рамках проектов, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов».

Ощутимую роль в развитии инициативного бюджетирования в стране может сыграть развитие международных контактов с экспертами и консультантами, правительственными агентствами, международными партнерствами по линии Всемирного Банка, стран БРИКС с целью изучения и использования опыта разных стран, а также обсуждения российского опыта развития инициативного бюджетирования.

 Рейтинг программ и практик инициативного бюджетирования в субъектах РФ должен учесть составлен передовой российский и зарубежный опыт, а также учесть опыт реализации разнообразных «смежных» рейтингов.

6.  Этапы реализации проекта внедрения инициативного бюджетирования

Основными этапами реализации проекта развития и регулирования инициативного бюджетирования являются:

– этап общественного обсуждения;

– этап подготовки Программы развития инициативного бюджетиро-вания;

– этап развертывания основных мероприятий программы;

– этап оценки и совершенствования программы. 

Таблица 1 Этапы реализации проекта внедрения («Дорожная карта»)

Название

Содержание

Мероприятия

Участники

Сроки

Этап общественного обсуждения и

 Обсуждение проекта внедрения инициативного бюджетирования  с представителями местного самоуправления

- Рабочая группа бюджет для граждан

 

 Представители органов местного самоуправления, предприятий, инициативные граждане

 

август –2017 года

Этап подготовки проекта внедрения инициативного бюджетирования

Разработка на основании проекта Программы развития и регулирования инициативного бюджетирования, объединяющий всех участников процесса

- активное проведение публичных бесед по вовлечению граждан в процесс внедрения проекта

- проведение собраний и публичных слушаний по определению приоритетных проектов

- граждане городского поселения

сентябрь 2017 года

Этап развертывания основных мероприятий программы

Запуск основных мероприятий

- программы развития инициативного бюджетирования муниципального образования,

- информационная кампания,

- формирование портала информации инициативного бюджетирования на сайте органов местного самоуправления городского поселения

Администрация городского поселения

октябрь – ноябрь 2017 года

Этап оценки и совершенствования программы

Запуск системы оценки развития и регулирования инициативного бюджетирования

-  проведение рейтинга ИБ,

- проведение предварительной оценки и предположительное согласование методик этой оценки

- корректировка программы

- органы местного самоуправления муниципального образования

январь - декабрь 2018 года

 

Дата создания: 29-06-2017
Дата последнего изменения: 29-06-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: